В 2020 году Росавтодор намерен требовать от дорожников ремонта автомагистралей при помощи новых технологий
  • Министерство транспорта
    и дорожного хозяйства
    Саратовской области
    Наш адрес: 410005, г.Саратов, ул. 1-я Садовая, 104
    Пилотный проект 
    21.01.2020

    В конце декабря 2019 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства области состоялась конференция – семинар на тему «Основы внедрения асфальтобетонных смесей мо методам объёмного проектирования Маршалла и Superpave (Суперпейв)». Дорожники и учёные говорили о том, как будут ремонтироваться дороги в 2020 году.

    Отраслевой центр компетенций ФАУ РОСДОРНИИ (далее - ОЦК) регулярно проводит подобные семинары для представителей дорожно-строительной отрасли с целью расширить применение новых технологий при строительстве дорог. Основное внимание уделяется технологиям, которые повышают межремонтные сроки, эксплуатационные качества и безопасность дорог.

    Семинар для подрядчиков и представителей Министерства провёл советник руководителя ФАУ РОСДОРНИИ Евгений Дамье.

    Структуры, подобные ОЦК, есть и в других странах. Например, Научно-исследовательский институт дорожного хозяйства (BAST) в Германии, институт Гуанчжоу в Китае. В ОЦК может участвовать любой эксперт по любому направлению строительства дорог. Есть комитеты по проектированию, асфальтобетону и т.д. Эксперты работают в рамках комитетов, форумов и экспертного совета совершенно открыто. Это означает, что любой представитель заказчика может участвовать в экспертном совете.

    Евгений Дамье рассказал о подборе асфальтобетонных смесей по методу Superpave (Суперпейв). ОЦК рекомендует метод Суперпейв как более простой, эффективный и точный при проектировании смесей. Подрядчики, которые применяют метод Суперпейв, полностью поменяли культуру производства асфальтобетона, его укладки и укатки. Себестоимость асфальтобетонных смесей, разработанных по методу Суперпейв, дешевле смеси ЩМА (щебёночно-мастичный асфальтобетон) на 700 рублей и смеси Типа Б на 400 рублей. При этом подрядчик получает возможность постоянно контролировать качество дорожного покрытия: уплотнение ведётся под контролем специального переносного прибора, который показывает даже количество подходов катка для уплотнения.

    На семинаре прозвучал вопрос от подрядчика: «Каким образом подобрать щебень из Саратовской области, чтобы не возить его из соседних областей?» Подрядчикам было предложено воспользоваться опытом других регионов, которые перешли на местные материалы. Например, ФКУ «Москва-Бобруйск», ФКУ «Черноморье» перешли на дроблёный гравий, в Башкирии подрядчики перешли на местный известняк. Таким образом, метод Суперпейв позволяет брать доступный на строительном рынке материал, соответствующий определённым параметрам, и подбирать смесь. Зная транспортную нагрузку для конкретной дороги и используя специальный прибор - гиратор, который позволяет определить выдержит ли «каменный скелет» транспортную нагрузку в течение 18 лет, можно подобрать асфальтобетонную смесь. В Суперпейве сочетание различных пород допускается и приветствуется.

    Несмотря на то, что на рынке есть организации, которые предлагают услуги по проектированию асфальтобетонных смесей, подрядчики не должны бояться изготавливать смесь самостоятельно. Например, в Башкирии и мелкие, и крупные подрядчики сами подбирают асфальтобетонные смеси.

    Единственный обязательный прибор, который должен быть у подрядчика, - плотномер. Плотномер должен быть на каждом участке укладки асфальтобетона. Необходимо постоянно проверять плотность и пористость асфальтобетона во время укладки в течение дня. Прибор позволяет контролировать каждый метр. Таким образом, специалист с плотномером теперь главный на дороге и способен остановить укладку бракованной асфальтобетонной смеси на дороге по одному звонку на завод-изготовитель.

    Именно эти два главных параметра – плотность и пористость позволяют исключить двоякую интерпретацию нормативных документов и служат четким ориентиром при проверке качества дорожного полотна и для заказчика, и для подрядчика. За счёт того, что подрядчик работает по рецепту, который самостоятельно разрабатывает и отдаёт на утверждение заказчику, заказчик всегда может проверить качество дорожного полотна.

    Применяя метод Суперпейв, необходимо помнить, что любое отклонение от рецепта смеси всегда проявится на дороге. К отклонениям от рецепта можно отнести несоответствие зернового состава инертных материалов (щебня, гравия), которое может появиться вследствие неправильного складирования или замены производителя. Однако, если смесь Суперпейв собрана по всем параметрам методики, то она без проблем пройдёт испытание временем.

    Подрядчики, которые применяют метод Суперпейв, довольны результатом: за счёт точного подбора смеси удалось сэкономить на её стоимости до 500 рублей на единицу измерения. Кроме того, появилось больше возможностей применять местные материалы, а также вторичные материалы.

    ФКУ «Москва центр автомагистрали» уже 5 лет работает по методу Суперпейв. С 2020 года Федеральное дорожное агентство Росавтодор полностью переходит на этот метод.

    В 2019 году в Петровском районе Саратовской области по методу Суперпейв отремонтировано 12 километров дороги Новые Бурасы-Кутьино-Вязьмино-Петровск в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году ремонт дорог с применением этой технологии будет продолжен.



    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области © 2020.
    Все права защищены.